Все водители - нарушители. Скорость. | Электрон 2000
Автошкола "Электрон-2000"

Все водители — нарушители. Скорость.

В предыдущей статье на примере пешеходного перехода было объяснено почему все водители так или иначе становятся нарушителями из-за невозможности в силу объективных причин исполнения Правил дорожного движения.

Jaguar скорость

В этой статье рассмотрим скорость движения.

С 1968 года я помню какие были автомобили, дороги, и соответственно, движение автомобилей по дорогам. За прошедшее почти полвека я периодически ездил по одним и тем же дорогам на разных автомобилях. Впервые единые Правила дорожного движения в Советском Союзе были введены в 1961 году, и скорость движения была ограничена только в городах и населенных пунктах до 60 км/ч для легковых и до 50 км/ч для остальных автомобилей. В остальном про скорость написано, что скорость движения должна выбираться водителем в зависимости от профиля пути, ширины и состояния незанятой проезжей части, обзорности и видимости, особенностей транспортного средства, действий других водителей и поведения окружающих лиц с таким расчетом, чтобы в конкретно сложившейся обстановке быть способным замедлить движение или остановиться, применяя общепринятые приемы управления.

В 1968 году у моего отца был Москвич 403, мощность двигателя 45 л.с., максимальная скорость 115 км/ч. При этом если удавалось его разогнать до максимальной скорости (а я был свидетелем, как отец «выжал» из Москвича 115 км/ч), Москвич 403 становился неуправляемый: можно было крутить рулем влево-вправо на угол примерно +/-90 градусов, а автомобиль продолжал ехать прямо, как будто этих поворотов руля и не было. Вот примерно такие автомобили были в то время. Отдельно про дороги. Дорог с асфальтовым покрытием было мало, и их качество оставляло желать лучшего. Возможность ехать быстро была очень ограничена. Поэтому Правила дорожного движения в те годы и не ограничивали максимальную скорость автомобиля. Аварий было мало, но почти все с тяжелыми последствиями, так как о системах безопасности в автомобиле никто не думал. В те голы (до 1968 года) на 1000 жителей приходилось менее 3 автомобилей. Автомобиль был роскошью. В 1968 году был запущен автогигант АвтоВАЗ и автомобилей стало становиться все больше. При этом максимальная скорость «Жигулей» была 142 км/ч. При этом значительно комфортнее, чем в других автомобилях производства того времени в СССР («Волгу» я не сравниваю, так как ее не продавали «частникам») и опять же никакой защиты.

С 1980 года впервые ограничивается скорость вне населённых пунктов до 90 км/ч. Автомобилей становится уже 30 штук на 1000 жителей (это в 20 раз меньше чем в то же время в США) Массовые автомобили тех лет — те же «Жигули», которые не имели никаких систем безопасности, но уже были достаточно надежны.

В 70 — 80-х годах прошлого века в СССР (России) стал популярен автотуризм. При этом реальные скорости движения потока на автодорогах были 50-70 км/ч. Дороги были узкие и очень загружены. Бывало, что сплошные колонны навстречу шли на протяжении 10-20 км. Очень много было грузовиков, которые везли одинаковые грузы в противоположных направлениях. Например, обгонишь колонну грузовиков, везущих трактора «Беларусь», как навстречу появляется такая же колонна.

Проехать быстро можно было только на рассвете в течение одного-двух часов. Ночью практически никто не ездил, вроде бы лихачи могли бы ездить ночью, но освещение на автомобилях тех лет было чисто символическим, не позволяющее ехать быстро в темноте. Но при быстрой (по тем меркам) езде возникала другая проблема: при движении на скорости 90-100 км/ч резина на колесах трескалась и образовывались «грыжи», а мог быть и «выстрел». При этом неважно какой был пробег, бывало новая резина не проезжала и 1000 км. Понял я это, когда поставил 3-й комплект резины, а мой сосед по гаражу ездил на первом. Резина была ужасно дефицитна, воровали колеса, был черный рынок запчастей. В общем, в то время хотя наказаний за превышение скорости практически не было, но скорость наказывала водителя сама, быстрее 100 км/ч никто не ездил.

В 90-е годы у нас стали массово появляться иномарки, которые хоть и были видавшие виды, но ехать могли быстро. Началась реальная автомобилизация России. Но дороги тогда плохо ремонтировались, даже после ремонта новый асфальт был похож на напоминало стиральную доску (очень волнистый). Но смельчаков-лихачей это не останавливало и средние скорости движения возросли. Кроме того, АвтоВАЗ в конце 80-х выпустил хорошее (скоростное) переднеприводное семейства автомобилей, которые в с начала 90-х стало массовыми в России. В результате средние скорости автомобилей в 90-е годы стали примерно 80-90 км/ч, хотя отдельные водители держали на трассе стабильно 120-140 км/ч. Если кто и ездил быстрее – то только попробовать как это на очень коротком участке дороги. Тут же проявилась другая сторона – опасность, связанная с автомобилем. С ростом количества автомобилей, ростом скоростей движения появилось огромное количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в том числе со смертельным исходом — порядка 36 тысяч погибших в год – в течение 15 лет.

Правительство стало уделять большое внимание безопасности дорожного движения. Практически это выразилось в строительстве новых и реконструкции старых дорог, необходимости ремней безопасности, информационного обеспечения населения и конечно, в повышении ответственности водителей за нарушение ПДД.

Такая ситуация продолжалась до 2007 года, начиная с которого смертность на дорогах России стала снижаться. При этом количество автомобилей достигло 140 шт на 1000 жителей в 2007 году. Количество автомобилей продолжает расти, в настоящее время уже у каждого 3-го, а то и 2-го есть автомобиль, автомобили становятся более безопасными, быстрыми, вытесняются старые технически опасные автомобили. Как следствие комплексных мер по повышению безопасности дорожного движения смертность в ДТП составляет около 23 тысяч погибших в год, а в 2016 — 12 тысяч погибших. Это в 2-5 раз хуже, чем в развитых странах Европы, но для нас неплохая тенденция. При этом почти все стабильно за городом едут со скоростью 130 – 160 км/ч.

Итак, сейчас, с одной стороны баррикады системы активной и пассивной безопасности автомобиля, организация дорожного движения с учетом норм безопасности, хорошее покрытие автомобильных дорог, качественные и долговечные шины, технически совершенные автомобили – что позволяет безопасно двигаться с большой скоростью.

С другой стороны баррикады ПДД, не учитывающие объективные обстоятельства, позволяющие повысить разрешенную скорость (Напомню, до 1961 года не было вообще единого лимита скорости, с 1981 года появился лимит в 90 км/ч вне населенных пунктов и не пересматривается до сих пор).

Как результат этой борьбы показатель количества штрафов за превышение скорости в России. В 2015 году было выписано 81,2 млн штрафов за превышение скорости. С учетом того, что всего водительские удостоверения имеют 45 млн человек, а ездят не все – каждый водитель в среднем в год получает 3 штрафа за превышение скорости.

При этом, штрафуется превышение скорости более чем на 20 км/ч. Вместо того, чтобы изменить ПДД в части скоростного лимита, чтобы нарушителями были не все водители (да еще и по нескольку раз), а меньшинство, — Правительство только увеличивает количество средств контроля. А с учетом статистических тенденций, в следующих годах штрафов (а значит и нарушений) будет только больше.

Вот вам статистические доказательства того, что все водители – нарушители.

Опять же есть сознательные нарушители, которые знают о том, какая максимальная скорость разрешена на этом участке дороги и осознанно превышают ее, а есть те, которые просто не видели ограничивающие скорость знаки, или двигаются в потоке и невольно становятся нарушителями.

© 2017 Частное профессиональное образовательное учреждение "Электрон 2000". Все права защищены.